Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Ігнатовіч А. М.

Дата: 16 января 2019 в 15:51, Обновлено 18 октября 2022 в 11:03

Государственное учреждение образования                                                                     

«Мойсеевский детский сад – базовая школа»

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

« ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ II СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ»

                                                      Игнатович Елена Николаевна

                                                              учитель биологии               

                                                              +375445578840;

                                                                        e-mail: ieliena.ighnatovich@mail.ru

аг. Мойсеевка, 2021 г.

1. Информационный блок

1.1 Название темы опыта

Использование элементов технологии продуктивного чтения для повышения уровня читательской компетентности учащихся II ступени общего среднего образования на уроках биологии.

1.2 Актуальность опыта

О качестве работы педагога можно судить по уровню знаний учащихся, прочности умений и навыков в данной дисциплине. Умения и навыки, сформированные в процессе учебной деятельности, становятся залогом успеха дальнейшего самообразования. Одна из причин неуспеваемости и низкого качества знаний – неумение учиться.

Практика работы в учреждении образования показывает, что с каждым годом наблюдается увеличение объема информации, которую должны усвоить учащиеся при изучении учебных предметов.

Современный мир в настоящее время предъявляет большое количество требований к детям, а развитие информационных технологий ведет к снижению их культурного уровня. Тем самым, мы наблюдаем процесс падения уровня читательской культуры. Основополагающим становиться готовность к самостоятельной деятельности по сбору, обработке и анализу информации, умение принимать решения и исполнять их. В первую очередь учащиеся должны научиться общим для всех учебных предметов умениям и навыкам: определению задач, рациональному планированию, созданию благоприятных условий деятельности; работе с книгой и другими источниками информации, библиографическому поиску, наблюдению; мотивации деятельности, восприятию, осмыслению, запоминанию информации, решению проблемных задач, самоконтролю учебно-познавательной деятельности, основным видам речевой деятельности: письму и чтению [1. c. 4].

Актуальность развития процессов чтения для образовательной деятельности не вызывает сомнений. Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Это один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования. Статус чтения, его роль, отношение к нему в последнее время существенно меняется [2. c. 14].

Организуя образовательный процесс на II ступени общего среднего образования по учебному предмету «Биология», я  столкнулась с проблемой недостаточной сформированности интереса к чтению у учащихся, с тем, что учащиеся не умеют работать с текстом. В процессе подготовки учащихся к олимпиадам и централизованному тестированию возникают трудности при повторении большого объема материала в короткие сроки.  Они появляются из-за неумения эффективно работать с текстом, то есть из-за недостаточно сформированных умений и навыков.

Проблема в том,  что при работе с текстом на уроках, дети чаще всего сталкиваются с традиционными видами заданий, например: прочитайте текст и перескажите его, ответьте на вопросы и запишите ответы в тетрадь. Эти приёмы недостаточно продуктивны в процессе повышения уровня мотивации ребёнка к чтению того материала, который учитель запланировал на урок. Передо мной встаёт ряд задач: повысить уровень сформированности навыка осмысленного чтения, научить понимать прослушанное и прочитанное, привить учащимся интерес к чтению.

Всё это обуславливает необходимость применения элементов технологии продуктивного чтения как средства повышения уровня читательской компетентности учащихся.

1.3 Цель опыта

Повышение уровня читательской компетентности учащихся II ступени общего среднего образования на уроках биологии  через использование элементов технологии продуктивного чтения.

1.4 Задачи опыта

1. Изучить передовой педагогический опыт по использованию элементов технологии продуктивного чтения на уроках биологии на II ступени общего среднего образования;

2. Разработать дидактический материал для работы с текстом посредством использования элементов технологии продуктивного чтения;

 3. Внедрить и апробировать разработанный дидактический материал на уроках биологии с учащимися II ступени общего среднего образования;

4. Проанализировать результативность и оценить эффективность развития читательской грамотности учащихся на уроках биологии.

1.5 Длительность работы над опытом

Работа над темой опыта по формированию читательской грамотности учащихся  на уроках биологии проводилась поэтапно с 2017 года:

Подготовительный этап – теоретический. Определение проблемы, изучение психолого-педагогической и методической литературы, анализ опыта педагогов по данной теме.

Операционно-деятельностный этап - основной. Проектирование и осуществление деятельности по формированию и совершенствованию у учащихся навыков продуктивного чтения.

Рефлексивный этап – обобщающий. Проведение диагностики, анализ и оценка эффективности применения технологии продуктивного чтения на уроках биологии.

2. Описание технологии опыта

2.1 Ведущая идея опыта

Основная идея моего опыта состоит в том, чтобы показать значимость применения элементов технологии продуктивного чтения, на учебных занятиях по биологии. Применяемые мною приемы технологии помогут перевести учащихся из пассивных слушателей в активных участников процесса обучения, умеющих сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, осмысленно воспринимать текст, что значительно сможет облегчить процесс запоминания учебного материала и тем самым повысит уровень читательской грамотности, качества знаний учащихся по учебному предмету.

2.2 Описание сути опыта

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании РISA «читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

В своей педагогической деятельности для создания мотивации к чтению на уроках биологии мною используются элементы технологии продуктивного чтения. Ознакомившись с методикой продуктивного чтения и изучив литературу по данной теме таких авторов как  Гарбар Е. Е., Фисенко Т. И., Светловской Н. Н. Приемы, описанные всеми авторами, в полной мере помогают наладить эффективную работу по формированию осознанного чтения. Когда я познакомилась с этой технологией и начала ее изучать,  поняла, что некоторые приемы, описанные в ней,  уже применяю на своих уроках.

Что такое продуктивное чтение? Это когда вместо скорости прочтения и воспроизведения фактуальной информации, происходит вычитывание всех видов текстовой информации – а значит, полное понимание текста.

С позиции структуры читательской деятельности разработанная технология предполагает три этапа работы с текстом:

1. Работа с текстом до чтения.

2. Работа с текстом во время чтения.

3. Работа с текстом после чтения [3. c. 54].

Технология основана на различных приёмах: группировка, выделение опорных пунктов, составление плана, структурирование, схематизация, ассоциации (Приложение 1).

На данных этапах работы с текстом использую следующие формы организации учебной деятельности учащихся: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.

Основными средствами формирования умений учащихся являются учебные пособия, дополнительная литература, таблицы, схемы, иллюстрации и рисунки, интернет-ресурсы.

Как известно умения и навыки сами по себе не формируются. На каждом уроке, опираясь на ранее усвоенные учащимися знаниями, провожу систематическую работу над формированием и развитием учебно-интеллектуальных (сравнение, анализ, систематизация, обобщение, классификация) и учебно-информационных умений. Овладение знаниями зависит от умения оперировать материалами текста – реконструировать, трансформировать, дифференцировать.

Обучение приёмам работы с текстом и получение необходимых знаний, умений и навыков позволяет учащимся успешно работать с текстом самостоятельно. Процесс формирования каждого умения включает три этапа: воспроизведение, применение в знакомой ситуации, применение в новой ситуации. Исходя из этого,  планирую учебную деятельность учащихся с учётом их возрастных и личностных особенностей. Предлагаю задания в следующей последовательности: репродуктивно-поисковые (в тексте параграфа найдите ответ на вопрос, дайте определение понятиям в ходе «Терминологической дуэли»), сравнительно-аналитические (по тексту параграфа составьте сравнительную таблицу отрядов насекомых), творческие (напишите «шпаргалку» по тексту параграфа, чтобы она помещалась в ладони, по рисунку цветка составьте схему его строения).

В системе моей работы важную роль имеет применение эффективных методов и приёмов работы учащихся с текстом (Приложение 2). Это позволяет развивать у учащихся умение работать с информацией, включив их в активную мыслительную деятельность в ходе работы с текстом.

I этап – Работа с текстом до чтения

В начале урока использую прием «Отсроченная отгадка». Учащимся предлагаю  загадки,  интересные факты или необычный вопрос, отгадка к которым (ключик для понимания) будет открыта в ходе урока. Используя этот прием, заметила, что учащиеся совершенно иначе относятся к работе с учебником: не просто читают параграф, а ищут отгадку. У ребят появляется соревновательный момент, кто же первый придет к истине, что добавляет большей активности на учебном занятии. В 6 классе применяю этот приём при изучении темы «Царства живых организмов», в 7 классе –  при изучении главы «Цветок. Плод. Семя», темы «Распространение семян», в 8 классе – при изучении многообразия представителей классов позвоночных и беспозвоночных животных.

 Наибольшую заинтересованность к учебному занятию учащиеся проявляют, если на этапе работы с текстом до чтения, применяю такой прием как «Правда или ложь». Данный прием чаще использую на этапе мотивации учебной деятельности. Учащимся предлагаю утверждения, с которыми они либо соглашаются, либо нет. Полученные результаты обсуждаем. Желание учащихся убедиться в том, что они правы, узнать истину заставляет их с большей заинтересованностью относится к изучению нового материала. Этот прием с одинаковым интересом воспринимают как учащиеся 6-ых  классов, так и 9-ых классов.

На этапе предтекстовой работы успешно  применяю прием «Озвучь рисунок». Здесь предлагаю учащимся различные иллюстрации в качестве подводки к теме урока. Учащиеся высказывают свои предположения по теме урока, а также формулируют  цель и задачи урока. Учащиеся 6 класса выполняют эти действия с моей помощью, в 7 - 9 классах ребята уже самостоятельно подходят к формулировке темы, цели и задач. Примером может служить изучение темы «Сообщества живых организмов», «Среда обитания» и другие в 6 классе. При изучении биологии в 7 классе этот прием использую при изучении таких тем как «Царство Грибы», «Значение грибов в природе и жизни человека» (Приложение 3).

II этап – работа с текстом во время чтения

 На данном этапе перед собой ставлю задачу обеспечить полноценное восприятие учащимися информации с помощью эффективных приемов работы с текстом.

Для достижения данной задачи использую прием «Найди ошибку». Заранее подготавливаю текст, содержащий недостоверные сведения, и предлагаю учащимся выявить допущенные ошибки. В задании имеются как явные ошибки, которые легко выявляются учащимися, исходя из собственного опыта и имеющихся знаний,  так и ошибки, требующие более глубокого изучения нового материала. Такой прием применяю  при организации групповой работы, в ходе которой ребята спорят, совещаются. Придя к единому мнению, лидер группы озвучивает результат общей работы. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определяю время для выполнения задания.

Данный прием, на мой взгляд, формирует умение анализировать, действовать в нестандартной обстановке, критически оценивать информацию, совершенствует коммуникативные навыки и умение аргументировать свою позицию. Использую его на разных этапах учебного занятия: проверки домашнего задания, обобщения и систематизации знаний.

Прием «Установи соответствие» помогает мне  формировать у учащихся навык самостоятельной работы с учебником. Этот прием начинаю применять с 6 класса. Предлагаю ребятам упражнения на установление соответствия между понятием и его определением, структурными элементами живого организма и выполняемыми функциями, между способом вегетативного размножения и растительным организмом и другие.

Прием «Систематизируй информацию» использую для формирования у учащихся умений выбирать главное из текста путем составления таблиц, схем, фишбоунов. Широкое применение этот прием получил на этапе усвоения новых знаний. С учащимися 6-х классов данный вид работы выполняем совместно: строим таблицу, обсуждаем информацию. Учащиеся 7-х - 9-х классов выполняют данный вид работы самостоятельно, работая в группах,  с последующей проверкой. В 6 классе этот прием использую при изучении таких тем как «Клеточное строение организма» где строим таблицу «Строение растительной и животной клетки», которая носит сравнительный характер, «Основные группы животных», «Размножение живых организмов». В 7 классах данный прием нашел применение при изучении тем «Соцветия», «Плоды», «Двудольные и однодольные растения», «Сезонные изменения экосистем» и другие.

 Используя прием «Задай вопрос», ставлю  цель сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладение приёмом постановки вопросов к тексту.

Предлагаю учащимся составить вопросы к изученному учебному материалу. На этом этапе организую групповую или индивидуальную работу. Обращаю внимание учащихся, что вопросы должны быть составлены по тексту учебника. Причем делаю акцент на том, что вопросы должны быть разного уровня сложности: вопросы, требующие однословного ответа: Что? Кто? Когда? Какой? Где? Почему? И вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать: Объясните, почему... ?  Почему вы думаете ... ?  Почему вы считаете ... ?  В чём        различие ... ?  Может ли... ?  Согласны ли вы ... ?  Верно ли ... ?  Количество вопросов и время на их составление ограничиваю. Подводя итоги, выбираем лучшие вопросы и наиболее точные ответы. Этим самым закрепляем только что изученный материал (Приложение 4).

III этап - работа с текстом после чтения

Прием «Письмо с дыркой» отношу к универсальным приемам, которые можно применить к любой теме урока. Этот прием использую в качестве проверки домашнего задания, для работы с параграфом, при изучении нового материала, на этапе закрепления полученных знаний. Предлагаю учащимся поврежденный текст, в котором имеются пропущенные слова, несущие смысловую нагрузку. В своей работе начинаю использовать этот прием с 6 класса. В зависимости от уровня сложности задания, тексты предлагаю с вариантами слов, которые необходимо вставить, так и без них.

Прием «Ромашка Блума». Научить ребёнка мыслить – это одна из главных задач образования. «Ромашка Блума» помогает научить детей задавать вопросы, формирует навык работы с текстом. "Ромашку" строю из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса: простые, уточняющие, объясняющие, творческие, практические, оценочные.  Вопросы на лепестках  варьирую по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы. В 6 классе вместо ромашки предлагаю учащимся застегнуть рубашку, в которой шесть пуговиц. Если рубашка полностью застегнута, значит, все поставленные задачи на уроке достигнуты. Этот прием использую  как в группой работе так и в индивидуальной  (Приложение 5).

Таким образом, разнообразие приемов работы с текстом, которое  предлагаю для работы на учебных занятиях, позволяет учащимся понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, а также позволяет сохранить интерес учащихся к работе с теоретическим материалом учебника (Приложение 6).

2.3 Результативность и эффективность опыта

Применяя элементы технологии продуктивного чтения на уроках биологии, главной задачей для себя ставлю повышение уровня читательской компетентности учащихся.

Как правило, к 5 классу у учащихся уже сформированы основные умения и навыки работы с текстом. Моя задача – поддержать и направить учебную деятельность для дальнейшего их развития. С 6 класса провожу диагностику и коррекцию этих умений по диагностической карте составленной Е.Е. Гарбар (Приложение 7) [4. с. 19-20] .  В результате выделяю три группы учащихся: слабую (от 6 до 10 баллов), среднюю (от 11 до 15 баллов), сильную (от 16 до 20 баллов). По итогам диагностики определяю направления коррекционной работы: учащимся первой группы предлагаю задания на развитие умений, учащимся второй группы – для совершенствования умений, а учащимся третьей группы – задания творческого характера. Анализ результатов провожу три раза за учебный год (начало, середина и конец учебного года). Из диаграммы видно, что уровень сформированности умений учащихся работы с текстом за 2020/2021 учебный год вырос, так как количество учащихся в сильной группе увеличилось, а в слабой уменьшилось.  

Для отображения результатов диагностики использую диаграммы.

Динамика роста сформированности умений работы с текстом учащихся 6 класса  (на протяжении 2020/2021 учебного года)

Также для диагностики уровня читательской компетентности использую тексты для продуктивного чтения, составленные Н. Е. Коркиной                        [5. с. 8 - 59].         Учебные тексты сопровождаются заданиями разного уровня, эталонами ответов. Шкалу ответов адаптирую под 10-балльную систему оценок. В ходе проверки уровня читательской грамотности учащимся были предложены учебные тексты «Методы изучения биологии», «Мир клеток», «Нет повести печальнее на свете» и другие (Приложение 8).

Динамика читательской компетентности учащихся 9  класса за период обучения с 2017/2018 по 2020/2021 учебный год

Динамические наблюдения показали, что применение технологии продуктивного чтения на уроках биологии  повышает уровень читательской компетентности учащихся.

Доказательством того, что применение данной технологии ведет к более эффективному усвоению учебного материала, также является анализ результатов контрольных работ учащихся, который представлен в таблице 1.

Таблица 1.  Анализ результатов контрольных работ по учебному предмету « Биология»

Класс, учебный год

Контрольная  работа

Уровень усвоения знаний

Кач-во

знаний,%

Рей-тинг

1-2

3-4

5-6

7-8

9-10

6  класс

 (2017/2018 уч.г)

№1

-

3

2

2

-

56,5

6,3

7  класс

 (2018/2019 уч.г)

№1

-

2

3

1

1

65,2

6,6

№2

-

1

1

3

2

65,2

6,8

8 класс

(2019/2020 уч. г)

№1

-

-

2

3

2

69,6

7,2

№ 2

-

-

2

3

2

69,6

7,2

9 класс

(2020/2021 уч. г)

№1

-

-

2

4

1

70,1

7,3

№ 2

-

-

1

3

3

71,4

7,7

Подводя итог своей работы по данной теме, хочу отметить, что использование элементов технологии продуктивного чтения позволило мне достичь ожидаемых результатов:

  1. Повысился уровень читательской компетентности учащихся, что позволяет запоминать больший объем пройденного материала;
  2. На учебных занятиях отсутствуют пассивные учащиеся, дети стали постоянно включатся в активную деятельность;
  3. Значительно увеличился объем выполняемой работы на учебном занятии;
  4. Дети стали глубже чувствовать и понимать прочитанное, сами формулируют тему урока. Учитывая тему и используя заранее подготовленные мною опорные фразы, учащиеся определяют цель урока, в результате чего создаётся установка на плодотворную работу. Тема и цель урока осознаются ребятами, становятся близкими и понятными им;
  5. Наблюдается положительная динамика уровня качества знаний учащихся.   

Качество знаний учащихся  9  класса  по учебному предмету

за 4 года обучения.

Проанализировав результаты, хочется отметить, что работа по повышению читательской компетентности учащихся на уроках биологии дает положительные результаты, но является весьма трудоемким процессом, оправдывающим себя при длительном и систематическом использовании.

К трудностям применения данной технологии  можно отнести то, что первое время такая работа замедляет темп урока, но со временем, когда дети уже знают правила работы, темп увеличивается. Кроме того, подготовка к уроку требует от учителя больших затрат по времени.

3. Заключение

Изучая литературу по данной теме, можно сделать вывод, что технология продуктивного чтения приобретает ведущее значение в процессе образования и способствует достижению метапредметных результатов, несет широкие образовательные, развивающие и воспитательные возможности.

Использование  элементов технологии продуктивного чтения на уроках биологии  повысило уровень сформированности у учащихся коммуникативной и читательской компетенции, дало возможность значительно облегчить процесс запоминания учебного материала и тем самым повысило качество знаний по предмету. Также сформированные умения учащиеся применяют при подготовке домашнего задания по другим общеобразовательным предметам, работе с дополнительной литературой, подготовке к научно-практическим конференциям, олимпиадам, учебно-исследовательским работам     (Приложение 9).

В своей профессиональной практике перспективу дальнейшего совершенствования опыта вижу через его реализацию в образовательном

процессе на уроках химии ІІ ступени общего среднего образования.

За время работы опыт транслировался на:

- заседании методического объединения учителей биологии и химии (2019 г., 2020 г.);

-  районном этапе республиканского конкурса «Учитель года Республики Беларусь» (2018 г.);

- районном семинаре директоров учреждения образования «Система подготовки учащихся к сдаче централизованного тестирования».

На мой взгляд, представленная система работы является технологической моделью деятельности учителя и может быть использована другими педагогами, так как она:

- эффективна. Способствует повышению качества знаний учащихся по предмету и развитию личностных качеств, обеспечивает удовлетворенность учителя собственной профессиональной деятельностью, а учащихся и их родителей уровнем сформированности умений и навыков;

- актуальна. Ориентирована на подготовку выпускников к современным условиям жизни;

- перспективна. Помогает учителю развивать компетенции учащихся: уметь учиться и уметь работать с информацией;

- открыта. Система развивается, возможны её изменения посредствам внедрения иных приёмов современных образовательных технологий.

В настоящее время отсутствуют единые подходы к формированию умений в преподавании различных предметов, поэтому следует продолжить распространение опыта работы с целью вовлечения каждого учителя в активную деятельность по подготовке учащихся  к самообразованию.

С целью предупреждения трудностей при внедрении данного опыта хотелось бы дать следующие рекомендации педагогам:

  1. Определите состав умений и навыков работы с текстом, последовательность их формирования, приёмы и методы обучения с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
  2. Используйте разные формы обучения для мотивации и активизации деятельности учащихся.
  3. Особое внимание уделите контролю и анализу результатов работы для предотвращения ошибок и пробелов в знаниях.
  4. Измените позицию ученика на уроке из объекта обучения в активно действующий субъект.

Список использованных источников

  1.  . Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителей/ [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.] – М.: Просвещение, 2010.
  2. Куропятник, И. В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей/ И. В. Куропятник // Педагогическая мастерская. Все для учителя. - 2012. - № 6.
  3. Суматохин, С. В. Чтение и понимание содержание текста при обучении биологии / С. В.  Суматохин //Биология в школе. – 2012. – №6 – С. 54-60.
  4. Ступницкая, М. А. Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников / М. А. Ступницкая // Школьный психолог.- 2006. – С. 19 – 29.
  5. Коркина  Н. Е.. Тексты для смыслового чтения: учебно – методическое пособие/ Н. Е. Коркина. – Бугуруслан: АНО «Бугурусланский центр содействия СМИ», 2014. – 68 с.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.