Травмы от огня: детское любопытство и самоуверенность
Детский травматизм - одна из серьёзных социальных проблем, которая угрожает жизни и здоровью детей, и ожоги в их числе.
- За прошлый год в Гомельской области на пожарах было травмировано 6 детей, - комментирует инспектор сектора пропаганды и взаимодействия с общественностью Октябрьского РОЧС Ольга Вежновец. - Свыше 10 детей также пострадали вследствие инцидентов, связанных с огнем. К примеру, в д. Лопатино Гомельского района 11-летний школьник получил ожоги от костра из-за резкого порыва ветра. В городе Гомеле 10-летний школьник получил ожоги, когда распылил репеллент от насекомых в пустую пластиковую бутылку и поджег ее. Также в городе Гомеле на территории гаражного кооператива из-за вспышки паров легковоспламеняющейся жидкости подросток получил ожоги пламенем: компания ребят обнаружила канистру из-под жидкости и поднесла к ее горловине горящую бумагу.
Уже и в текущем году есть травмированный подросток. 7 января в областном центре в учреждение здравоохранения с ожогами поступил 15-летний школьник. В результате использования электрического паяльника на мальчике загорелась одежда.
Дети часто проявляют интерес к огню из-за его красоты и загадочности. Это относится к детям помладше. Они попадают в чрезвычайную ситуацию из-за своего любопытства и незнания опасностей, связанных с использованием огня.
- В прошлом году в области произошло 9 пожаров по причине детской шалости с огнем, - комментирует инспектор. - И ведь почти на всех пожарах сценарий одинаковый: оставленные без присмотра дети и находящиеся в доступном месте спички.
Самоуверенность детей также может привести к серьезным последствиям. Подростки, особенно в период активного поиска своего места в обществе и желания показать себя, могут проявлять недостаточную осторожность и безопасность при обращении с огнем. Желание проявить свою независимость и самостоятельность, произвести впечатление на окружающих или показать свою «смелость», может привести к игнорированию правил безопасности.
- Выход лишь один - проводить систематическую работу по обучению правилам безопасности, - говорит Ольга Вежновец. - Работники МЧС, конечно, данную работу проводят: дети принимают участие в республиканских акция МЧС, конкурсах по безопасности и т.д. В учреждениях образования вопросам безопасности жизнедеятельности также уделяется очень большое внимание. Важно, чтобы и родители активно включались в процесс. Необходимо проводить разъяснительные беседы со своими детьми, создавая доверительную атмосферу, в которой дети могут обсудить свои интересы и проблемы, связанные с безопасностью.
«Забота. Обучение. Внимание»
Родители обязаны заботиться о том, чтобы малыш постепенно приобретал навыки осторожного обращения с огнем. Это обучение может проходить только под контролем взрослых. Можно показать, как зажигается спичка, для чего она используется, объяснить, как огонь может в считанные секунды превратиться из друга и помощника в беспощадного врага, не оставляющего на своем пути ничего. Рассказать, что он «кусается» и может сделать очень больно, сжечь любимые игрушки и т.д. И, безусловно, самой действенной мерой предосторожности является обеспечения отсутствия доступа детей к источникам зажигания. Поэтому все опасные предметы – спички, зажигалки и им подобные – должны быть спрятаны в недоступных для малышей местах.
Важно также помнить, что маленьких детей ни в коем случае нельзя оставлять одних! Под присмотром внимательного взрослого ребенок не подвергнется опасности. Но стоит отвлечься всего на несколько минут, выйти в магазин, забежать за чем-то к соседке – и малыш уже может себе навредить, или в доме по каким-то причинам может возникнуть пожар…
«ДОСУГ. КОНТРОЛЬ. ВНИМАНИЕ»
Поведение детей постарше отличается от поведения малышей. Они уже прекрасно понимают, что огонь может обжечь, может уничтожить все вокруг. Но в «игру» вступает любознательность и склонность к шалостям. В этот период родители должны максимально отвлечь ребенка от «вредных» мыслей: занятия, кружки, секции, организованный досуг – времени на шалости просто не останется. В то же время с детьми нужно продолжать процесс обучения. Только уже другими методами, более продвинутыми и современными – мобильные приложения, игры с правилами безопасности, просмотры мультфильмов, посещение центров безопасности и многое другое. В таком возрасте ребенок должен знать свое имя, фамилию, адрес и номера службы спасения «112» и «101». Дети должны понимать, что от огня не спрячешься в шкафах, под кроватями, столами, поэтому при пожаре нужно быстро покидать помещение и звать взрослых.
Важную роль в обеспечении безопасности детей младшего школьного возраста играет родительский контроль – в меру строгий и в то же время лояльный. Мамы и папы должны знать, как дети проводят свой досуг, с кем они дружат, какими играми увлекаются. Во избежание трагедий все эти вопросы должны быть предметом постоянного внимания взрослых.
«НЕНАВЯЗЧИВЫЙ КОНТРОЛЬ. ДОВЕРИЕ. ВНИМАНИЕ»
Подростковый период, наверное, самый сложный. Дети хотят быть самостоятельными, принимать решения и совершать поступки по своему желанию, не взирая на просьбы, советы и наставления взрослых. Это то самое время, когда родители, заботясь о безопасности своего чада, должны строить отношения на доверии и взаимопонимании, осуществляя при этом ненавязчивый контроль. Нужно стать другом своему ребенку, но не перестать быть внимательным родителем. Честные, откровенные разговоры в формате «равный с равным», обсуждение жизненных проблем ребенка и поиск путей их решения, совместное проведение досуга с пользой, просмотры разных новостей, в том числе и реальных трагических случаев, обучающих роликов в интернете – все это поможет наладить контакт с подростком, оградит его от необдуманных поступков. Обычно в таком возрасте дети прекрасно знают, где их может подстерегать опасность, знают, как действовать. Взрослые должны поближе узнать своего ребенка, чтобы понять, сможет ли он эти знания применить в случае необходимости.
Как видим, в любом возрасте детям нужно наше внимание. А еще – любовь и забота. Что же касается контроля это такой «инструмент», с которым нужно быть весьма осторожным, главное – не пережать… Помните: дети – это наше отражение. Будьте такими, какими вы хотите видеть ваших детей в будущем, поступайте так, чтобы это будущее у ваших детей было. И было безопасным!
P.S.: Бывают ситуации, когда дети вовсе не виноваты в возникновении пожара – это когда он происходит по вине взрослых, из-за неисправной проводки, оставленных без присмотра электроприборов, неотремонтированной печки и т.д. Поэтому в первую очередь родители должны сами знать правила пожарной безопасности, обеспечивать их соблюдение в доме, где проживают вместе с детьми. И не наставлениями и поучениями, а собственным примером показывать, как необходимо осторожно обращаться с огнем. Помимо этого, ради безопасности своей семьи и сохранности своего имущества в жилых комнатах нужно установить автономные пожарные извещатели – они на ранней стадии пожара обнаружат задымление и своевременно оповестят всех домочадцев об угрозе. Берегите себя и своих близких! В случае пожара и другой чрезвычайной ситуации звоните спасателям по телефону «101» или «112»!